Положение об экскурсиях

ПОЛОЖЕНИЕ
об  экскурсионно – образовательной деятельности

I.Общие положения.

1.1. Настоящее положение разработано  в соответствии с Уставом  МКОУ гимназия «Еврогимназия» ГО Ревда Свердловской области.
1.2.Экскурсионные дни являются формой организации образовательной деятельности в МКОУ гимназия «Еврогимназия, позволяющей повысить качество учебно-воспитательной работы внешкольными средствами, а также наиболее рационально использовать профессиональные и материальные ресурсы школы.

II. Цели и задачи  экскурсионно- образовательной деятельности.
  2.1. Цель экскурсионно - образовательной деятельности - реализация принципа единства теории и практики в образовательной деятельности школы и обеспечение функционально-практической направленности обучения и социализации школы.
2.2.    Задачи экскурсионно - образовательной деятельности:
- выработка и развитие умений и навыков серьезной самостоятельной умственной работы, включающей элементы поиска, исследования;
расширение кругозора учащихся  и стимулирование познавательной
активности и интереса к знаниям;
- углубление и популяризация теоретических предметных знаний при помощи непосредственного знакомства учащихся  с соответствующими культурными, историческими, природными, и производственно-техническими объектами;
- развитие коммуникативных навыков, а так же навыков совместной деятельности  и самоорганизации в группе произвольной комплектации;
- содействие профессиональному самоопределению учащихся,  их адаптации  к жизни в обществе;
- создание дополнительных возможностей для двигательной активности  и смены видов деятельности учащихся;
-формирование информационной базы об экскурсионных объектах и их образовательному потенциалу. 

III. Учебно-методические основы экскурсионно- образовательной деятельности.
3.1.  Принципы организации деятельности :
- дидактизм: научность, связь с жизнью, доступность, системность,  доходчивость и убедительность;
- тематичность;
- наглядность;
- эмоциональность;
- активность.
3.2      Выбор объектов для посещения определяется задачами образовательного процесса интересами и склонностями учащихся, материальными и техническими возможностями.
Объектами экскурсий могут быть:
-  места, связанные с историческими событиями в жизни нашего народа, развитием общества и государства;
-  здания и сооружения, мемориалы и памятники, связанные с жизнью и деятельностью выдающихся личностей, церкви, храмы, произведения архитектуры и градостроительства, жилые и общественные здания, здания промышленных предприятий, фортификационные и инженерные сооружения (крепости, мосты, башни), мавзолеи, здания культурного назначения и другие постройки;
-  природные объекты — леса, рощи, парки, реки, озера, пруды, природные заповедники и заказники, а также отдельные деревья, реликтовые растения и др.;
-  экспозиции государственных и народных музеев, картинных галерей, постоянных и временных выставок;
-   памятники археологии — городища, древние стоянки, поселения, курганы с захоронениями, земляные валы, дороги, святилища, каналы и др.;
- памятники искусства — произведения изобразительного, декоративно-прикладного искусства, скульптура, садово-парковое и др. искусство;
-  промышленные предприятия и их музеи, производственные и творческие мастерские, промышленные и научно-технические выставки;
-  органы государственного и местного управления, различные ведомства, общественные организации;
- научные и образовательные учреждения, лектории, планетарии, библиотеки, архивы.
3.3.    Виды экскурсий:
- вводнаяэкскурсия перед изучением соответствующей темы в классе с целью подготовки учащихся  к восприятию новой темы, возбудить интерес и дать импульс к последующим занятиям;
- урок-экскурсия, когда новый материал раскрывается в ходе экскурсии с   последующей систематизацией и закреплением экскурсионного материала   на уроке;
- общеобразовательная экскурсия, направленная на расширение общего    культурного кругозора  учащихся;
- экскурсия профессионально ориентирующего характера.
3.4. Методический анализ проведения экскурсии включает в себя:
 - оценку техники ведения экскурсии, методических приемов показа и рассказа;
- оценку  эффективности выбора последовательности демонстрации объектов;
- оценку  уровня наглядности, эмоциональности экскурсии (с учетом дифференцированного подхода к экскурсантам).

IV. Порядок организации экскурсионно- образовательной деятельности.
4.1. Экскурсионные дни проводится  согласно учебного плана.
 4.2.  Для проведения экскурсионного дня приказом директора школы  для каждой группы определяются: тема экскурсии, место и сроки проведения экскурсии, состав группы, ответственный учитель-руководитель группы.
4.3. Руководитель группы несёт ответственность за жизнь и здоровье детей во время проведения экскурсии в соответствии с «Инструкцией по охране труда при проведении прогулок, туристических походов, экскурсий».
4.4.Учащиесы, не принимающие участие в экскурсиях по уважительной причине, обязаны посещать занятия в школе  по специально составленному расписанию.
4.5. Общая подготовка экскурсионного дня предусматривает следующие распределение функций:        
Администрация школы:
 - определение перечня объектов посещения;
 - сбор информации о времени работы и порядке допуска к предполагаемым объектам посещения, маршруте и способе транспортировки учащихся;
- установление контактов сответственными за прием экскурсантов на предполагаемых объектах посещения, заключение договоров о проведении экскурсий;
- назначение учителей – руководителей групп;        
руководитель группы:
- сбор информации об учебном потенциале предполагаемых объектов посещения;
-  подбор материалов для будущей экскурсии, их изучение (накопление знаний по данной теме, определение цели и задач экскурсии);
-  информирование учащихся  о предполагаемых экскурсиях порядке и сроках  формирование групп.
4.6.   Подготовительная работа с группой включает в себя:
 -  учебно-методическую подготовку – вводную беседу, постановку заданий;
 -  информационную подготовку - краткое сообщение о теме и длительности экскурсии, протяженности и продолжительности маршрута, времени и месте отправления и возвращения, санитарных остановках, решение вопросов питания;
- организационную подготовку - инструктаж учащихся о правилах поведения  и технике безопасности в пути и при посещении экскурсионного объекта.


4.7.  Итоги экскурсионного дня (методические и учебные результаты экскурсий, качество их подготовки и проведения, поведение и степень заинтересованности учащихся, целесообразность повторного посещения того или иного объекта) подводятся на совещании учителей школы.

Инструкция
об организации участия учащихся в туристских экскурсиях
  1. К экскурсиям допускаются учащиеся с 1 по 11 классы, прошедшие инструктаж по охране труда, медицинский осмотр и не имеющие противопоказания по состоянию здоровья.
  2. При проведении экскурсий соблюдать правила поведения, установленные режимы передвижения и отдыха.
  3. Во время учебного процесса проводить только тематические экскурсии по предметам не чаще 1 раза в 2 месяца. Во время каникул – неограниченно; экскурсии различного вида, посещение театров, музеев, выставок и т.д.
  4. При организации и проведении экскурсионной деятельности, посещения театров, музеев, выставочных залов и т.д. необходимо поставить в известность администрацию за 1 неделю до проведения мероприятия.
  5. Издать приказ о проведении экскурсии, в котором должны быть оговорены сроки и место проведения, список учащихся, руководитель группы, сопровождающие, возложена ответственность за жизнь и здоровье детей.
  6. Обучающихся при перевозке должны сопровождать не менее 2-х человек (1 взрослый на 10 детей).
  7. Провести внеочередной инструктаж с отъезжающими на экскурсию по правилам безопасности и поведения во время переездов на транспорте и самой экскурсии с записью в журнале инструктажа и подписями учащихся.
  8. При проведении автобусной экскурсии руководитель группы обязан проверить путевой лист водителя, осмотреть салон автобуса на наличие медицинской аптечки, огнетушителя, оснащения табличкой «Дети» на переднем лобовом и заднем стекле автобуса.
  9. Для оказания первой медицинской помощи в дальних поездках иметь медицинскую аптечку с набором необходимых медикаментов и перевязочных средств.
  10. По возвращении группы с мероприятия руководитель обязан проверить наличие учащихся по списку, доложить администрации о завершении мероприятия.
Инструкция для руководителя образовательных экскурсий
Руководитель образовательной экскурсии до начала экскурсии обязан:
1. обеспечить формирование группы обучающихся с учетом интересов, интеллектуальных, физических, психологических, возрастных и половых особенностей обучающихся;
2. допускать к участию в экскурсиях обучающихся с письменного разрешения их родителей (законных представителей);
3. провести обучающее занятие (беседу) для обучающихся, участвующих в экскурсии по вопросам безопасного поведения;
4. организовать подбор и подготовку необходимых продуктов питания, выявить возможность пополнения запасов продуктов на маршруте;
5. подготовить маршрутный лист, приказ о проведении экскурсии и смету расходов на проведение экскурсии;
6.  изучить условия экскурсии, определить находящиеся на пути организации здравоохранения;
7. предусмотреть возможность использования на маршруте телефонной, мобильной связи;
8. проверить наличие у учащихся справок о состоянии здоровья подготовить аптечку первой медицинской помощи универсальную с необходимыми медикаментами и перевязочными материалами;
9. ознакомиться с условиями погоды в районе предстоящей экскурсии и проверить наличие у учащихся одежды, соответствующей погодным условиям.
Инструкция для учащихся – участников образовательных экскурсий
Учащийся учреждения образования, участвующий в  экскурсии, обязан:
1. соблюдать дисциплину, выполнять все указания руководителя экскурсии и его заместителя, не допускать самовольных уходов без разрешения руководителя экскурсии или его заместителя;
2. участвовать в подготовке и проведении экскурсии;
3. уважать местные традиции и обычаи, бережно относиться к природе, памятникам истории и культуры, к личным и групповым вещам;
4. своевременно информировать руководителя экскурсии или его заместителя об ухудшении состояния здоровья или травмировании.

План образовательных экскурсий "По России с Любовью"
2013-2014 учебный год.

I По городу Ревда и Ревдинскому району.
  1. Экскурсии на предприятия города:
      а) СУМз;
      б) РКЗ;
      в) НСММз.
 2. Демидов-центр.
 3. Музеи:
     а)  музей Уральско-Ковельской танковвой дивизии (МАОУ № 10);
     б) Музей Казачества (МКОУ № 1);
     в) Музей П.П. Бажова (МКОУ № 29);
 4. Экскурсия на Платониду.
 5. Экскурсия на гору Волчиха.

II По Свердловской области.
  1. Экскурсия в музей Литературного квартала;
  2. Экскурсия в краеведческий музей;
  3. Музей камнерезного искусства;
  4. Эксурсия в с. Нижняя Синячиха ( Музей-заповедник деревянного зодчества)
  5. Экскурсия в г. Верхотурье 

III По России.
  1. Экскурсия в г. Санкт-Петербург;
  2. Экскурсия в г. Великий Новгород;
  3. Экскурсия по Золотому кольцу;
  4. Теплоходная экскурсия по р. Волге.
     

План образовательных экскурсий "С любовью по России"
2012-2013 учебный год

I  По г. Ревда и Ревдинскому району.
   1. Экскурсии на СУМз:
       а) в химическую лабораторию;
       б) в музей завода;
       в) в медеплавильный цех;
       г) в цех водоочистки.
  2. Экскурсии в Демидов-центр.
  3. Экскурсии в библиотеки:
      а) им. А.С. Пушкина;
      б) им. С.Я. Маршака;
      в) им. А.П. Гайдара.
 4. Экскурсия в геологический музей (ЦДОДД).
 5. Экскурсия на гору Волчиха.
 6. Экскурсия на Старик-камень.
 7. Экскурсия на Урочище Каменное.
 8. Экскурсия в краеведческий музей.

II  По Свердловской области.
  1. Обзорная экскурсия по г. Екатеринбург;
  2. Экскурсия в Храм-на-Крови;
  3. Экскурсия на Ганину Яму;
  4. Экскурсия в г. Невьянск;
  5. Экскурсия в г. Полевской (До-музей П. Бажова)
  6. Экскурсия в г. Бисерть (Заповедник диких птиц)

III По России.
  1. Пермь.
  2. Тобольск.
  3. Псков.
  4. Москва.
  5. По Пушкинским местам.


Комментариев нет:

Отправить комментарий